fbpx

Принцесса Греза Врубеля или История про то, как полезно проводить генеральную уборку в кладовых

Автор статьи

В 50-е годы 20 века возле Большого театра стояла невзрачная постройка, этакий сарайчик для хлама. В 1956 году, перед Фестивалем молодежи, ее решили сломать. Но, едва начав разбирать, обнаружили, что внутри очень много старых декораций и реквизита. На самом дне валялся невообразимых размеров грязный скомканный холст, никто не мог сказать, что это такое.

Сперва решили, что это театральный задник, но никто не мог припомнить, к какому спектаклю могли сделать такой большой холст. Развернуть, чтобы рассмотреть внимательно, не получалось, и, в конце концов, увидев надпись «Врубель», передали информацию в Третьяковку.
Принцесса Греза Врубеля или История про то, как полезно проводить генеральную уборку в кладовых
Пришли реставраторы и научные сотрудники. Но где было расстелить этот холст? Перекрыли движение перед Большим театром и на огромном шесте полотно, беспомощно свисавшее, принесли к порогу Большого театра и прямо около ступеней портика стали разворачивать и раскладывать.

Развернули и увидели двойника изображения на фасаде гостиницы «Метрополь», располагающейся напротив.
Принцесса Греза Врубеля или История про то, как полезно проводить генеральную уборку в кладовых
Вот так и была найдена Принцесса Греза. Как ее реставрировать, как хранить и где выставлять было совершенно непонятно. Необходимо было изготовить специальный вал — гигантскую катушку, на которую в виде рулона накатывается холст. Длина вала должна была соответствовать высоте холста, а высота нашего холста в самой высокой точке полукруга — 7,5 метра, длина — 14 метров.

Пока решались орг.моменты полотно хранилось в Большом и только спустя год отправилось в Третьяковку, но и там он простоял целых 13 лет свернутый в трубочку, потому не было подходящего зала не только для демонстрации, но и для реставрации.

И только в 1987 году, когда Третьяковская галерея была закрыта на реконструкцию, «Принцессу Грезу» переправили в новое здание на Крымском Валу — только там, наконец, нашелся подходящий по размерам зал, где можно было ее раскатать. Холст был в ужасном состоянии, за прошедшие годы ему пришлось несладко — он был сильно смят, весь в заломах, местами с утраченным красочным слоем.

При реконструкции Третьяковской галереи для панно был специально спроектирован зал, для чего был перекрыт один из внутренних двориков; он был открыт в 1996 году, как раз к столетию создания картины.

Подробнее о московской истории и архитектуре — на архитектурно-исторических прогулкахМоскваХода. Знакомьтесь с нашим  расписанием и подписывайтесь на рассылку!

Рассказать друзьям:
     


Прогулки по Москве


Комментарии

Комментариев пока нет