fbpx

Трамваи и кувшинки. Центральная Электрическая Станция Московских городских железных дорог

Автор статьи

Центральная Электрическая Станция Московских городских железных дорог

В самом конце 19 века в Москву пришёл трамвай. В 1895 году Городская Дума признала, что электрические трамваи безусловно нужны, но при этом они «должны составлять особое городское предприятие, а устройство их и экономическая деятельность должны производиться за счет и мерами городского общественного самоуправления». Пришлось выкупать имущество частных конно-железных дорог – предтеч трамвая. Процедура выкупа затянулась аж до 1908 года, но уже в 1899 году в Москве появился первый трамвай. За 1898 год «Общество русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» построило первую, фактически опытную, линию трамвая от Бутырской заставы до Петровского парка. В феврале 1899 года комиссия городской думы во главе с обер-полицмейстером Д. Ф. Треповым провела испытания нового транспорта. Трамвай разгоняли до немыслимой скорости… 25 верст в час, резко тормозили, испытывали оборудование во всех режимах. И 6 апреля 1899 года состоялось торжественное открытие: после молебна первый трамвай отправился в свой первый рабочий рейс к Петровскому парку.

Трамваи и кувшинки. Центральная Электрическая Станция Московских городских железных дорог

Начало 1930-х

Первое время ток подавался с Раушской электростанции, принадлежавшей «Обществу электрического освещения 1886 года», но было принято решение построить казённую электростанцию, тем более что сеть трамвайных путей стремительно разрасталась. Место для станции выбиралось очень тщательно. Первоначально выбор пал на Симонову слободу. Но окончательное решение оказалось в пользу Верхних Садовников. Очень уж удобное место! Москва-река, Водоотводный канал, а значит удобный подвоз топлива; в избытке вода, требовавшаяся в большом количестве котлам будущей станции. Тем более, недалеко от Театральной площади, на которую в то время пала основная нагрузка всей московской трамвайной сети, а, следовательно, существенная экономия расхода кабеля. Лучшее место и представить сложно.
Трамваи и кувшинки. Центральная Электрическая Станция Московских городских железных дорог

Городская центральная трамвайная электростанция

Пришлось только отрезать часть земли у Винно-Соляного двора, а именно на части его территории, на берегу Канавы, и была заложена 25 сентября 1904 года Центральная Электрическая Станция Московских городских железных дорог. Общая проектируемая мощность станции составляла не менее 15 тысяч киловатт. Строительство велось по проекту архитектора В. Н. Башкирова при участии знаменитого инженера В. Г. Шухова. Пока станцию строили, ток для трамваев производила построенная здесь же неподалёку временная станция, впоследствии разобранная. Пуск первой очереди станции произошёл в торжественной обстановке, в присутствии городского головы Н. И. Гучкова 2 февраля 1907 года. В огромной котельной ЦЭС заработали восемь водотрубных паровых котлов «Фицнер-Гампер», в машинном зале — два паровых турбогенератора «Броун-Бовери».

Трамваи и кувшинки. Центральная Электрическая Станция Московских городских железных дорог

Городская центральная трамвайная электростанция
К этому времени почти треть всей производимой в Москве электроэнергии потребляло трамвайное хозяйство.

Архитектуру станции попытались композиционно увязать с храмом Христа Спасителя и Кремлём. Украшением являлась красивая башенка с часами, напоминающая Спасскую башню Кремля. К сожалению, в последующие годы шатёр башни и часы были утрачены.

Венчали станцию четыре высокие (64 м каждая) кирпичные трубы.

Трамваи и кувшинки. Центральная Электрическая Станция Московских городских железных дорог

До недавнего времени она принадлежала ОАО «Мосэнерго» и носила официальное название МГЭС-2, «Трамвайная».

В 2015 станция была полностью выведена из эксплуатации.

В настоящее время в связи с реорганизацией территории (проект «Золотой остров») ГЭС-2 реконструируется. В её залах по окончанию работ предполагается разместить музей современного искусства, общедоступную библиотеку, книжный магазин, кафе, выставочные залы и аудитории на 350 мест для проведения различных мероприятий.

Рассказать друзьям:
     


Прогулки по Москве


Комментарии