Если случайный прохожий окажется возле дома по адресу Никитская, 9, то он ни за что не догадается, что перед ним находится дом полярников. Ничего не выдает в нем северные мотивы.
Любопытная особенность дома: с одной стороны у дома пять этажей, а с другой – шесть.
Председатель совета дома, архитектор Марина Пишукевич объясняет эти особенности с помощью архивных документов:
«По личному распоряжению Кагановича наш дом, строившийся в 1936–1937 годах, должен был включить в себя соседний, возведенный в 1901 году. Это был доходник в силе модерн, построенный домашним архитектором Шереметевых Александром Мейснером. Архитектору Дома полярников Александру Йохелесу пришлось до неузнаваемости поменять фасад и начинку старого здания, от прежнего вида осталась только входная группа (сейчас там гранитная мастерская). Кроме того, мейснеровская часть стоит под небольшим углом к бульвару и не совпадает со вторым крылом по количеству этажей – но эти детали заметны лишь если приглядеться.»
Большое внимание во время проектирования и строительства уделялось быту жителей дома.
В ванных комнатах полы выкладывались метлахской плиткой, была мозаика, зеркальные шкафчики, фаянсовая сантехника.
Ванная была утоплена в пол, что было довольно сложно реализуемо, но привлекало внимание.
В кухнях были созданы ледники — своеобразные ниши с оконшками, выходящие на улицу. Была каменная столешница, газовое снабжение, комнатка для домработницы. Количество комнат было разным – от одной до пяти, некоторые квартиры были двухуровневыми.
В доме жили полярники, к которым относились в СССР почти как к космонавтам — Арктика казалась очень далекой и неприступной. На 46 квартир здесь приходилось семь героев Советского Союза.
Подробнее о знаменитых москвичах, истории и архитектуре Москвы — на архитектурно-исторических прогулках МоскваХода. Знакомьтесь с нашим расписанием и подписывайтесь на рассылку!