Реформация – общее название религиозных и общественных движений в Европе, имевших своей целью изменение духовной и церковной жизни европейских христиан. Первые идеи реформации были высказаны еще Джоном Виклифом в 14 веке. Оксфордский профессор, возмущенный деятельностью авиньонских пап, учил, что истинным авторитетом в церкви является не римский папа, а евангелие. К 1382 году он закончил первый полный перевод Нового Завета на английский язык. Спустя 150 лет, те же идеи первенства Священного Писания провозгласит Мартин Лютер – первый реформатор, достигший успеха и создавший отдельную церковь. От Лютера до сегодняшних дней прошло 500 лет. За это время появились самые разнообразные протестантские движения, реформировавшие уже не католическую церковь, а саму реформацию. Так классические протестантские церкви лютеранство и кальвинизм, подверглись обновлению со стороны евангеликов, которые считали, что живой дух веры выше догматики, и потому необходимо прежде всего пережить «рождение свыше». А потом евангелический дух был обновлен харизматическими идеями, согласно которым, за «рождением свыше» следуют дары Святого Духа: говорение на различных языках, исцеление, изгнание бесов, и именно они должны быть сердцем религиозной жизни. Иные протестантские пастыри сочли, что наступили «последние времена», и вот-вот начнется Второе Пришествие Христа и конец света. Так появились сотни церквей, учение которых может разнится лишь немного, а может разнится кардинально. Этому будет посвящен наш небольшой курс.
Русское мистическое сектантство представляет собою отдельную главу в истории отечественных религиозных движений. В его основе лежит общая идея того, что официальная церковь утратила (как вариант, никогда и не обладала) истинным богообщением, удовлетворяясь лишь формальными ритуалами. В противовес церковному формализму, но не покидая церкви, мистические секты развивали идеи личного соединения с Богом, экстатического и полноценного слияния с ним. Например, в середине 17 века на крестьянина Юрьевского уезда Данилу Филиппова на горе Городине сошел лично Бог Отец, Господь Саваоф и вселился в Данилу. Поселившись в Костроме, Господь Саваоф в лице Данилы стал низводить Святого Духа на приходящих к нему страждущих людей, таинственным образом порождая из себя живых Христов. Так началось хлыстовство. А спустя некоторое время из него выделилась более радикальная ветвь – скопчество. Самообожение, реализуемое через строгое следование нравственным установкам и активное участие в радетельных собраниях, должно было приблизить и так уже избранных людей (в отличие от «простых» православных) к состоянию живого Бога. На этом занятии мы обсудим:
Правила просмотра онлайн-лекций МоскваХода: