Реформация – общее название религиозных и общественных движений в Европе, имевших своей целью изменение духовной и церковной жизни европейских христиан. Первые идеи реформации были высказаны еще Джоном Виклифом в 14 веке. Оксфордский профессор, возмущенный деятельностью авиньонских пап, учил, что истинным авторитетом в церкви является не римский папа, а евангелие. К 1382 году он закончил первый полный перевод Нового Завета на английский язык. Спустя 150 лет, те же идеи первенства Священного Писания провозгласит Мартин Лютер – первый реформатор, достигший успеха и создавший отдельную церковь. От Лютера до сегодняшних дней прошло 500 лет. За это время появились самые разнообразные протестантские движения, реформировавшие уже не католическую церковь, а саму реформацию. Так классические протестантские церкви лютеранство и кальвинизм, подверглись обновлению со стороны евангеликов, которые считали, что живой дух веры выше догматики, и потому необходимо прежде всего пережить «рождение свыше». А потом евангелический дух был обновлен харизматическими идеями, согласно которым, за «рождением свыше» следуют дары Святого Духа: говорение на различных языках, исцеление, изгнание бесов, и именно они должны быть сердцем религиозной жизни. Иные протестантские пастыри сочли, что наступили «последние времена», и вот-вот начнется Второе Пришествие Христа и конец света. Так появились сотни церквей, учение которых может разнится лишь немного, а может разнится кардинально. Этому будет посвящен наш небольшой курс.
Идеи, толкавшие западных религиозных мыслителей к реформации церкви, не были уникальными, как не были уникальными и проблемы самой церковной жизни. На Руси протестантские церкви получили широкое распространение, однако реформаторские движения в православии не получили развития. И все же, некоторые идеи «реформаторского типа» проникали в русскую православную духовную жизнь и порождали любопытные сектантские движения. Многие из них, скрываясь под церковной маской, сохраняя внешнюю верность православной церкви, развивали оригинальную духовную жизнь в своих общинах, порой уходившую очень далеко от традиционной. Так, например, русские стригольники, молокане и жидовствующие, имели ряд идей реформаторского типа. На этом занятии мы поговорим о:
Правила просмотра онлайн-лекций МоскваХода: