Довольно распространено мнение, что советская власть запретила елку сразу же после октябрьского переворота. Однако это не так, в первые годы новая власть ничего не предпринимала против ёлок, новогодние деревья продавались везде, но в большинстве своем народ был слишком беден, чтобы покупать их.
А вот с 1927 году начинается антирелигиозная пропаганда. Вместе с Рождеством отменялась и елка, которая стала называться поповским обычаем.
Вот что писал журнал «Безбожник у станка» (№ 12, 1928): «Рождественская елка — это фетиш. Выбросив иконы за окно, мы прячем бога за елку. С этим позорным явлением необходимо кончать. Конечно, нет и не должно быть места ни елке, ни рождественским подаркам».
Подобного рода статьи стали появляться и в детских журналах, газетах. Предновогодними вечерами по улицам ходили дежурные и вглядывались в окна квартир: не светятся ли где-нибудь огни елок. В школах проводились классные часы, на которых высмеивались рождественские традиции. В это же время прошли и детские митинги против рождества и ёлок.
Что характерно одновременно началась кампания за защиту леса. В 1931 году ленинградский детский журнал «Чиж» поместил стихотворение Александра Введенского:
«Не позволим мы рубить
молодую елку,
не дадим леса губить,
вырубать без толку.
Только тот, кто друг попов,
Елку праздновать готов!
Мы с тобой — враги попам,
Рождества не надо нам».
Но борьба длилась не долго. Уже в 1935 году начались разговоры о возврате ёлок и и новый 1936 встречали с официально разрешенными елками.
Подробнее о жизни москвичей в прошлом — на прогулках МоскваХода по истории московского быта. Знакомьтесь с нашим расписанием и подписывайтесь на рассылку!