fbpx

Грибы на московских тротуарах

Автор статьи

Кое-где на московских улицах можно ещё встретить металлические грибки, расположенные на тротуарах. В москвоведческой литературе их частенько называют коновязями, отбойными тумбами, но чаще всего гидрантами системы Зимина. На самом деле это не что иное, как часть дореволюционной городской канализации первой очереди — вентиляционные тумбы.

 

Долгие годы по московским улицам ползли унылые вереницы «золотарей» — ассенизационные обозы – расплескивая на булыжник мостовых содержимое своих «благоухающих» бочек.

Работы по устройству системы городской канализации начались только в конце XIX века. Первая очередь была сдана в эксплуатацию в 1898 году.

Впрочем, не все домовладельцы желали канализировать свои дома. С. А. Попов, представитель известной фамилии купцов-суконщиков, упоминает в своих «Записках о московской жизни» об одном из постоянных членов Купеческого клуба: «Был ещё среди многих любопытных типов некто Г. Голиков. У него был большой дом у Красных Ворот <…> и он в нём не желал проводить канализации и улучшать клозеты, так как, по его словам, он ежедневно вечерами в Купеческом клубе, а там великолепно устроенная уборная, в которой постоянно курят какими-то духами».

Но, подобный противник канализации был скорее исключением. Большинство домовладельцев охотно применяли это техническое новшество. Во-первых, дополнительное удобство, что повышало ценность сдаваемых внаём помещений, во-вторых, канализация избавляла от необходимости устройства поглощающих колодцев и бетонированных ям и траты денег на вывоз нечистот.

Уже к 1901 году в Москве было проложено 256 верст гончарных труб и обустроено 5500 смотровых колодцев и до 1400 вентиляционных тумб.

Всего после сооружения 1-й и 2-й очереди канализации уличная сеть заключала в себе до 1700 чугунных вентиляционных тумб и столбов.

В «Атласе к описанию устройства канализации города Москвы. 1-ая очередь», изданном в 1909 году Московским Городским Управлением, указывается следующее: «…Для вентиляции канализационной сети устроены в домах особые вытяжные трубы, составляющие продолжение сточных труб и выведенные выше крыш зданий, а для притока свежего воздуха в уличные трубы расставлены по проездам на расстоянии от 75 до 100 сажень друг от друга чугунные вентиляционные тумбы диаметром 5 дюймов…»

 

Грибы на московских тротуарах
Подобные тумбы можно увидеть на многих старых фотографиях Москвы. Изготовлено и установлено было несколько модификаций данных приспособлений. Как с гладкой «шляпкой», так и с рельефным рисунком, например, с орнаментом в виде розетки (кстати, с примерно таким же рисунком устанавливались в городе и отбойные тумбы, но они не имели ярко выраженной шляпки).

Что касается упомянутого уже гидранта системы Зимина, то он использовался в Москве (и иных российских городах) ещё с XIX века. Николай Петрович Зимин – талантливый инженер, один из разработчиков Мытищинского водопровода, Рублёвской водопроводной станции, инициатор и пропагандист использования городских и промышленных водопроводов для тушения пожаров. Автор «Проекта снабжения города Москвы водою и охраны его от пожаров» (1883 год), книги «Охрана от пожаров фабрик, заводов и других больших зданий». Изобретатель наружной пожарной лестницы соединённой с противопожарным водопроводом, оснащённым выпускными клапанами на уровнях соответствующих этажей здания. Разработанный им пожарный гидрант был стандартизирован в советские годы (ГОСТ 8220). С небольшими конструктивными изменениями он выпускается и сейчас — гидрант ПГ-5 (подземный пожарный гидрант московского типа). Внешне он существенно отличается от вентиляционной тумбы городской канализации и располагается под землёй.

Грибы на московских тротуарах

 

Опубликована в журнале Московское наследие № 4(52) за 2017 год.

Рассказать друзьям:
     

Комментарии

Комментариев пока нет